В Православной Церкви начинается третья, последняя приготовительная неделя перед Великим постом. Три приготовительные недели перед Великим постом (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном Суде) Святая Церковь установила, чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в котором прежде всего необходимо проникнуться духом покаяния.
Уже в силе первые запреты, которые добровольно накладывают на себя верующие: уже не играются свадьбы, уже не положено есть мясо.
Однако у всех христианских народов канун Великого поста по контрасту стал временем разгульного веселья, в котором продолжают жить обряды языческих времен. Европейский карнавал (попавший затем и в Латинскую Америку) и русская Масленица - наследники языческих празднеств, которыми отмечали приход весны и начало нового цикла полевых работ.
Перед семью неделями строгого поста православные устраивают щедрые застолья с блинами, к которым полагаются разнообразные заедки и припеки из яиц, молочных продуктов, рыбы и икры - то есть как раз из того, от чего постом придется отказаться.
Заканчивается масленица Прощеным воскресеньем - перед началом поста полагается примириться со всеми, кого обидел и кем был обижен, и у всех попросить прощения. А затем идут 7 недель строгого Великого поста, разрешающиеся в главный праздник года - Светлое Христово Воскресение (Пасху).
Гуляй, Масленица!
Везде - блины. Масса прямых, кривых, колченогих столов и столиков. Веселые тетки в ярких платках зовут попробовать хоть кусочек. Пар поднимается от блинов и накрывает праздношатающийся народ.
Трудно удержаться - берешь блин, и он тает во рту, второй суешь ребенку - и вот вся его озорная физиономия уже перепачкана вареньем. В воздухе тает и снова возникает как ниоткуда звон колоколов, бесшумно падает снег, деревья в фантастических белых кружевах.
Масленица докатилась к нам своими круглыми блинами аж от язычества, блины олицетворяли солнышко, которого в зимние дни не хватало и древним людям. И вот перед Великим постом появляются среди нас тысячи этих солнышек, и начинается гулянье. Гулять, однако, недолго. Уже к воскресенью исчезнут горы блинов, а ледяные горки останутся только на потеху ребятишкам. В воскресенье - светлый и тихий праздник после блинного озорства. Последнее воскресенье перед постом называют Прощеным. В этот день в церквах читается о необходимости прощать ближним.
А с понедельника - Великий пост. Почему он Великий? Потому что именно в эти дни Иисус готовился к делу, ради которого он появился среди нас. Сорок дней он был в пустыне, в одиночестве, не ел и не пил, очищая себя духовно. Потому и пост в память об этом длится тоже сорок дней.
Конечно, никто никого не заставит с понедельника ограничиваться в еде и питье. Дело это добровольное, как, например, и помощь наша тем, кто нуждается. Но как придут хорошие мысли в голову после обжорства? Как заставить себя делать добрые дела, не подготовившись к этому?
Потому пост - для того, чтобы научиться властвовать над своими желаниями.
И в это воскресенье, после озорной Масленицы, надо постараться простить всех, кого вольно или невольно обидел. К понедельнику душа должна быть чиста от гнева - потому что наступает время размышлений и добрых дел...