Главная | Карта сайта | Контакты | Поиск | Друзья | Вход
Каталог сайтов | Продукты | Кулинария | Алкоголь | Кухни мира | Питание
Бобовые Грибы Зелень Злаки Какао Кофе Макароны Масла и жиры Молоко Морепродукты Мясо Насекомые Овощи Орехи и семечки Приправы Пряности Птица Специи Сыр Фрукты Целебные травы Чай и кофе Ягоды | Лекарственные растения. Береза белаяДата добавления: 2009-08-15 23:00:08, количество просмотров: 164 Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. С. Есенин Родовое название Betula происходит от латинского слова beatus — осчастливленный, блаженный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. По другим сведениям, это название происходит от кельтского betu — береза. Плиний Старший называл березу «гальским деревом». Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. По-видимому, оно единое не только для всех славянских языков, но и многих индоевропейских и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева). В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля — «березозол». Ввиду того что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере — апрель. Березозол — март был первым месяцем года до XV в.; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза). Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку «кормили» в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В других местах в этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза — символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. В качестве ритуального дерево фигурирует в русских заговорах: «На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями». В Троицу пастухи из березы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нем она и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы — тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм. Парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели: На гнилой колоде, на белой березе русалки сидели, суки вязали... Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду. С березой связывали гадание по венкам. Обычно во второй половине дня молодежь со срубленной наряженной березкой шла в деревню и гуляла до сумерек. Если по дороге в деревню встречались пруд или река, девушки бросали в воду заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет: в той стороне и живет суженый. Не случайно береза — один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза — символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами. Невеста в последний вечер перед свадьбой, собрав девишник, причитала: Погляжу я, красна девица, Погляжу на свою красоту — Вкруг чего она обвилася: Вкруг осинушки ли горькия, Вкруг березоньки ли белыя, Аль вкруг яблоньки кудрявый? Если ты обвилась, красота, Вкруг осинушки-то горькия, — мне житье-то будет горькое мне замужье, красной девице, нехорошее, печальное. Если ты обвилась, красота, Вкруг березоньки-то белыя — мне житье-то будет ровное, Житье будет долговечное. Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством. Из березы течет много сока — к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое. Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку. Когда береза станет распускаться, сей овес. Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой: Береза не угроза — где она стоит, там и шумит. Бела береста — да деготь черен. Для врага и береза — угроза. Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь. Береза ума дает (о розгах). Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовица). А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник, начиная с древнейших авторов. Дай коры мне, о Береза! Желтой дай коры, Береза! Ты, что высишься в долине Стройным станом над потоком! Я свяжу себе пирогу, Легкий челн себе построю, И в воде он будет плавать Лонгфелло Береза давно и широко использовалась человеком как в хозяйственной деятельности, так и при лечении различных заболеваний. В «Лесном словаре» прошлого века сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем береза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с сим деревом». О разнообразии применения березы в крестьянском быту говорит загадка: стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от тьмы свет, а четвертое — дряхлым пеленанье (банный веник, березовый сок, лучина, береста на разбитые горшки). В народной медицине листья березы широко используют в виде настоев в качестве мочегонного и потогонного средства, а также при ревматизме. Во время Великой Отечественной войны настой из березовых листьев употребляли как напиток, содержащий витамин С в качестве общеукрепляющего средства. В научной медицине почки березы применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени и желчных путей, а также при бронхитах, трахеитах в качестве дезинфицирующего и отхаркивающего средства. Находит применение березовый сок и при некоторых заболеваниях легких, бронхитах как общеукрепляющее средство. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Используют в медицине также деготь, получаемый из древесины путем сухой перегонки. Деготь входит также в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона. Активированный березовый уголь в виде таблеток «Карболен» применяется в качестве адсорбента при отравлениях и метеоризме. Во флоре СССР встречается около 40 видов берез. Наибольшую площадь занимают и применяются в виде лекарственных два вида. Береза повислая — недолговечное дерево. Предельный возраст — 300 лет, но в наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. В зоне смешанных лесов — это часто основная лесообразующая порода. Березовые леса занимают в нашей стране третье место по распространенности (после сосновых и лиственничных). Под пологом березового леса обычно подрастает ель. «Береза — еловая нянька», — говорят в народе. Кора стволов у березы белая, она как бы светится в темноте. У молодых ветвей кора красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками). Листья длинночерешковые, пластинка листа ромбическая или сердцевидная, с вытянутой верхушкой и дво-якозубчатым краем. Невзрачные мелкие цветки в сережках распускаются одновременно с развертыванием листьев — в апреле, мае. У березы пушистой молодые побеги и нижняя сторона листьев опушены шелковистыми волосками. Растет на заболоченных местах. Почки березовые содержат эфирное масло до 3,5—5,3 %. В состав его входят бетулен, бетулол и другие вещества. В листьях обнаружены бетулоретиновая кислота, аскорбиновая кислота, гиперозид, дубильные вещества и др. Древесина березы высоко ценится в столярном деле, в больших количествах из нее выжигают древесный уголь, используют как топливо. Березовый веник — непременный атрибут русской оздоровительной бани. Источники материала: medfun.ru Ссылка на статью для размещения на сайтах
|