name Август - время Спасов

Дата добавления: 2009-07-05 22:56:07, количество просмотров: 310
back  rnd    vote vote vote

/pictures/1246820107.jpgВ этом месяце обычно играют свадьбы, а церковь отмечает три праздника: 14 августа - медовый или маковый Спас; 19 августа - яблочный Спас; 29 августа - хлебный или ореховый Спас.

14 августа - медовый или маковый Спас. Корни этого праздника уходят вглубь веков. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с крещением Руси 1 августа 988 г. и отмечаестя с XV в. В этот день, согласно церковной традиции, совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маковм и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Также 14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Макавеев. Этот праздник связан с обрядами проводов лета и отмечается в народе как праздник "Макавей" - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Там, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, маково-медовую массу, в нее обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, в Малороссии - макитрой, в Белой Руси - макатером.

Съедобный мак был распространенным и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. В день Макавея молодежь водила хороводы с песнями "Ой, на горе мак", с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его и щекотали.

Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед.

Следующий Спас в народе называется яблочным или Спас на горе. Это самый главный Спас. До наступления этого дня нельзя было раньше есть никаких плодов.
По древнему церковному обычаю, заповеданному ветхозаветным пророком Моисеем, в праздник Преображения благословляют виноград и колосья пшеницы. В древней христианской и в Русской Православной Церкви обычай освящать плоды садовые и полевые приходился как раз на конец года - сентябрь (считался новолетием), когда собирали плоды (яблоки, мед, пшеницу, елей, воск). Только после освящения и благословения овощей и фруктов их разрешается употреблять в пищу. Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды мелки, зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим, освящается святыми таинствами, духовно созревает. Самый же главный плод - наше духовное преображение.

В народе этот праздник известен как "Спас второй", "Спас яблочный" или "Спас на горе". С этого времени после освящения начинали есть плоды и фрукты, богатые люди наделяли плодами бедных, больным высылались на дом. Не исполнившие старого обычая становились людьми, недостойными общения. Колосья и семена нового хлеба после освящения сохраняли до следующего сева. Этот день - первая встреча осени.
В день Спаса яблочного пекут яблоки, блины и пироги с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривает огород и лес. Тем, кто постится, пироги надо печь из постного теста (т. е. без молока, яиц и сливочного масла).

Существует такое поверье, что именно в день яблочного Спаса надо съесть яблоко нового урожая. И загаданное при этом желание обязательно исполнится. Мы предлагаем вам рецепты блюд, в состав которых входят яблоки. Но не все из них можно употреблять лядям, которые соблюдают пост. Но это ничего, ведь когда Пост закончится, вы тоже сможете порадовать себя этими блюдами.

На Руси особо почитаем Нерукотворный образ Христа Спасителя, он запечатлен на храмах его, на древнейших русских знаменах. Церковь отмечает это событие 29 августа. В народе праздник называют "Спасом на холстах", "Спасом на полотне", орешным или ореховым, так как к этому времени созревает орех и разрешается его собирать в лесах; хлебным - так как заканчивается уборка урожая. Народ отмечает его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!".

Если люди не справлялись с уборкой урожая на полях, им на выручку приходила традиционная "толока". Платить за нее было не заведено, хозяин или хозяйка должны были приготовить сытный обед, от которого зависел престиж каждого хозяина. Поэтому в эти дни всегда было много пищи.

Источники материала:
www.restoran.ua




Ссылка на статью для размещения на сайтах

BBCode:
HTML:
Прямая:




Добавить комментарий
* Ваш ник
Email (будет скрыт)

s
b i u img url hr li pre left center right justify quote code table th td   


Посетителей: сейчас 6, всего сегодня 545; просмотров 738