name Японская чайная церемония

Дата добавления: 2011-03-01 23:04:52, количество просмотров: 61
back  rnd    vote vote vote

/pictures/1299009887.gifМассивные деревянные ворота чайного дома слегка приоткрыты, и это является первым знаком того, что хозяин готов принимать гостей. Дорожку ведущую к чайному домику, опрыснули водой, чтобы создать ощущение свежести, а также это является и сигналом, что всё приготовлено к началу действа.

Гости прибывают приблизительно в одно время и сначала оказываются в прихожей, где можно сменить обувь и оставить все лишнее, чтобы чувствовать себя максимально комфортно. После того, как все гости переходят в комнату для ожидания, им сразу подают горячую воду в небольших чашечках. Это делается для того, чтобы создать чувство единения среди гостей для встречи с прекрасным.

После этого гости переходят в тихий и уединённый чайный сад — пространство, оформленное как каменистая тропинка в горах, проходя по которой они видят кусты, деревья и камни, покрытые мхом . Задача этой прогулки по саду состоит в том, чтобы гости могли перенестись из мира повседневности, полного проблем, в мир природной и душевной чистоты. Это место, где можно расслабиться и освободить свое сознание от мирской суеты.

После небольшого взаимного приветствия хозяина и гостей перед чайным домиком, гости совершают обряд омовения рук и рта у небольшого каменного колодца . Этот акт символизирует духовное и телесное очищение. Для того, чтобы оказаться внутри чайной комнаты, гостям приходится в буквальном смысле протискиваться сквозь маленькое входное отверстие — еще одно воплощение перехода границы в другой мир.

Перед прибытием гостей хозяин вывешивает в специальный альков («токонома» — нишу в стене) свиток с изречением дзэнского мастера, в котором отражена тема предстоящего чайного собрания и передано душевное состояние хозяина. В бронзовом очаге свежий промытый пепел выложен в форме «долины с двумя горами». На него кладутся угли, разводится огонь, на который устанавливается котел со свежей водой.

Пока вода в котле готовится закипеть, гостям подается еда — «кайсэки». Это название происходит от горячего камня, который дзэнские монахи в прежние времена держали за пазухой, и который помогал преодолевать чувство голода. Блюда, предлагаемые гостям, очень просты и, вместе с тем, изысканы, их основная задача — избавить от чувства голода и, соответственно, дискомфорта. К тому же в чайной кулинарии существует главный принцип, что еда должна вкушаться сначала глазами, затем ртом и, наконец, сердцем. В конце еды подаются сладости, так называемые «омогаси» — японские сладости.

После этого гости на время покидают чайную комнату, чтобы размять ноги, освежиться и приготовиться к основной части действа — подаче густого японского чая "матча". Хозяин в это время меняет свиток на композицию из цветов и заканчивает все приготовления к чаю. Настроение в чайной комнате очень тихое, чувство единения связывает участников, поскольку все они будут пить "матчу" из одной чаши.

И вот на глазах у гостей начинается процедура символического очищения всей необходимой утвари. Все движения мастера подчинены одной цели — приготовить хороший чай, поэтому во время процедуры хозяин старается двигаться в едином ритме со своим дыханием, так что и он, и гости полностью концентрируются на этом акте. Потрескивание живого огня, струйка пара, поднимающаяся из котла, звук «белого ключа», закипающей воды в абсолютном безмолвии создают главный образ, столь значимый в чайной культуре: «Дыхание свежего ветра в сосновом лесу».

Хозяин накладывает порошковый чай в чашу, добавляет горячей воды и замешивает венчиком чай, превращая его в густую цельную массу. После чего небольшое количество кипятка добавляется еще раз, для создания идеального баланса между густотой чая и его температурой. Кажется, что время застыло. Чувствуется только, как распространяется аромат чая.

Все гости вкушают приготовленный для них напиток из одной чаши, после чего хозяин приступает к заключительной части процедуры. В конце гостям предлагается осмотреть утварь — те предметы, при помощи которых был приготовлен чай.

Вскоре после этого начинается отдельная часть по приготовлению слабого, японского чая "матчи". Атмосфера в чайной комнате меняется, становясь более легкой, благодаря оживленной беседе между хозяином и гостями. Теперь для каждого гостя готовится отдельная чаша легкого и ароматного напитка. Японские сладости подаются гостям как раз перед взбиванием чая. В конце процедуры гостям также предлагается осмотреть утварь, которая была подобрана для этой части действа.

Ответив на все вопросы гостей, хозяин с извинениями покидает комнату, а гости последний раз осматривают очаг, который является центром пространства, и цветы, которые к этому времени должны уже раскрыться, как единственное напоминание о проведенном гостями времени.

Когда гости покидают чайный домик, хозяин находится у входа, молча, склоняясь в прощальном поклоне.

Некоторое время после ухода гостей хозяин сидит один в чайной комнате перед очагом, мысленно возвращаясь к гостям и заново эмоционально переживая произошедшее. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы из ниши, протирает татами и — все. Комната снова абсолютно пуста. С точки зрения постороннего наблюдателя не произошло ничего необычного, но то, что испытали хозяин и гость — это и есть то самое значимое и бережно хранимое в сердце, ценный опыт для обоих, когда в микрокосме чайной комнаты воплотился целый мир их переживания и осмысления каждого момента бытия.

Источники материала:
tea-project.ru




Ссылка на статью для размещения на сайтах

BBCode:
HTML:
Прямая:




Добавить комментарий
* Ваш ник
Email (будет скрыт)

s
b i u img url hr li pre left center right justify quote code table th td   


Посетителей: сейчас 1, всего сегодня 18; просмотров 25