name Православные посты

Дата добавления: 2009-08-20 18:29:08, количество просмотров: 926, рейтинг: 18.52, средний балл: 1.00, голосов: 2
back  rnd    vote vote vote

/pictures/1250778559.jpgБольшое влияние на традиции народа, в том числе на питание, оказывает религия. Православная церковь учит христиан постоянно вести умеренный и здоровый образ жизни. Особое место в выработанной церковью системе питания занимают посты.

Постами называются дни печали, назначенные христианам для покаяния, воздержания и усиленной молитвы о прощении грехов. Они бывают многодневными и однодневными.

Пожилые и больные люди, дети до 14 лет, а также беременные женщины освобождаются от поста.

Многодневных постов в году четыре:
Великий (7 недель)
Петров (от 1 до 6 недель)
Успенский (2 недели)
Рождественский (40 дней)

К однодневным постам относятся среда и пятница в продолжение всего года. В среду пост установлен в воспоминание о предательстве Иисуса Христа Иудой, в пятницу — в память о крестных страданиях и смерти Спасителя. Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам только в сплошные седмицы (7 дней, неделя)

Установлены также однодневные посты (даты указаны по новому стилю):
накануне Крещения Господня — 18 января
в дни Усекновения главы святого Иоанна Предтечи — 11 сентября
и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября

Во время постов употребляются в пищу только продукты растительного происхождения и рыба, а животного происхождения (мясо, птица, субпродукты, яйца, жиры, молочные продукты и др.) полностью исключаются

Набор продуктов питания может быть различен в зависимости от вида поста и отдельных его периодов. Различают 5 степеней строгости поста:
Полное воздержание от пищи
Сухоядение (невареная растительная пища без масла, хлеб)
Горячая растительная пища без масла
Горячая растительная пища с маслом
Горячая растительная пища с маслом и рыбой

Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены также дни однократного приема пищи.

Великий пост. Самый строгий пост начинается за 7 недель до празднования Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Наступает пост после Прощеного воскресенья — последнего дня Масленицы. Четыредесятница установлена в подражание самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне 40 дней, перед тем как начать свои проповеди, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий и погребения Спасителя. Общая продолжительность Великого поста со Страстной седмицей — 48 дней.

Подготовка к Великому посту начинается уже в Сырную, или Мясопустную седмицу (Масленицу), во время которой исключаются из употребления в пищу мясо и мясные продукты, но разрешаются молочные продукты и яйца. Это позволяет христианам сделать более плавный переход от мясоеда к наступающему посту.

В Великий пост принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы. В понедельник первой седмицы (Чистый понедельник) рекомендуется полное воздержание от пищи. В остальные седмицы рекомендуется: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом.

В дни памяти особо почитаемых церковью святых разрешается: во вторник и четверг — горячая пища с маслом, в понедельник, среду и пятницу — горячая пища без масла. Рыба разрешается только два раза за все время поста: в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не выпадает на Страстную седмицу) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы установлен однократный прием пищи (вечером, после выноса плащаницы), а многие верующие в этот день вообще не принимают пишу.

Петров пост установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Он начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых апостолов (12 июля). Длительность поста зависит от времени празднования Пасхи и колеблется от 8 дней до 6 недель.

В этот пост рекомендуется: в понедельник — горячая пища без масла, среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — горячая пища с маслом и рыбой. Если на понедельник, среду и пятницу приходятся дни памяти великих святых, то разрешается горячая пища с маслом. Если праздник святых апостолов (12 июля) приходится на среду или пятницу, то разговены (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день разрешается горячая пища с маслом и рыбой.

Успенский пост является близким по строгости соблюдения к Великому посту — с 14 по 27 августа. Этим постом святая церковь почитает Пресвятую Богородицу. В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня — 19 августа. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла, субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. При совпадении праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) со средой или пятницей в эти дни разрешается рыба, а разговены переносятся на следующий день. В дни памяти особо почитаемых святых разрешается: в понедельник, среду и пятницу — горячая пища без масла, во вторник и четверг — горячая пища с маслом.

Рождественский пост продолжается 40 дней — с 28 ноября по 6 января. Он служит для подготовки христиан к празднику Рождества Христова. Пост называется также Филипповым, так как начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа. Согласно православным верованиям, апостол Филипп пошел за Спасителем по его призыву, проповедуя Божье Слово. За веру свою он был распят. После кончины Филиппа все присутствующие при его смерти апостолы наложили на себя шестинедельный пост.

До 19 декабря (дня святителя Николая Чудотворца) рекомендуется: в понедельник — горячая пища без масла, в среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — горячая пища с маслом и рыбой. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду и пятницу, то в эти дни разрешается рыба.

С 20 декабря по 1 января рыба разрешается только в субботу и воскресенье, в понедельник — горячая пища без масла, в среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища с маслом.

Последние дни поста — со 2 по 5 января — следует соблюдать так же, как и в Великий пост: рыба полностью исключается, горячая пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье, во вторник и четверг — горячая пища без масла, в понедельник, среду и пятницу — сухоядение.

В канун праздника Рождества Христова (6 января, Рождественский сочельник) установлен однократный прием пищи. В этот день верующие не принимают пищу до появления на небе первой звезды, получившей название Рождественской в честь появления на свет Иисуса Христа. Обязательными блюдами в Рождественский сочельник были сочиво (кутья) и взвары (компот) из сушеных плодов и ягод.

Однократный прием пищи предусмотрен и в Крещенский сочельник (18 января) — в конце праздника Крещения Господня. В этот день также не положено вкушать пищу до принятия Агиасмы — Крещенской священной воды.

Разговляются (т. е. начинают принимать скоромную пищу) на следующий день, как правило, после окончания Божественной литургии.

Для однодневных постов православной церковью установлены следующие рекомендации:

в летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) в среду и пятницу рекомендуется сухоядение

в зимний и весенний мясоеды (периоды от Рождества Христова до Великого поста и от Пасхи до Троицы) в среду и пятницу разрешается рыба

если праздник Рождества Христова и Крещения Господня выпадает на среду или пятницу, то пост в эти дни отменяется

в Рождественский и Крещенский сочельники (обычно дни строгого поста), случившиеся в среду и воскресенье, разрешается горячая пища с маслом

в праздники Сретенья и Преображения Господня, Рождества, Успения и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Богородицы во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, разрешается горячая пища с маслом и рыбой

в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

Издавна поститься обязаны были все — начиная от царя и кончая крестьянином. Для больных, занятых тяжелым физическим трудом людей и путешествующих допускается некоторое послабление в строгости поста.

При соблюдении постов необходимо отказаться от употребления алкогольных напитков, а также ограничить возбуждающие аппетит продукты (острые приправы, пряности и др.). Не следует увлекаться изделиями с повышенным содержанием сахара. Пища должна быть слегка недосоленной и производить на организм мягкое, щадящее воздействие. Чтобы придать посту более оздоровительный характер, следует ограничить приготовление и употребление жареных блюд.

Такое питание способствует выведению из организма вредных и токсичных веществ (солей тяжелых металлов, радионуклидов, мочевой кислоты и т. п.), а также холестерина и других веществ, вызывающих сосудистые заболевания. Благоприятно влияют посты на функции почек и мочевыделительной системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, обмен веществ и др. Многие из этих болезней люди, строго соблюдающие посты, и не знали.

Однако посты — это не только ограничения в пище. "Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления". Посты утверждены христианской церковью с целью возвысить в людях духовно-нравственные стремления над чувственными, физическими. Поэтому во время постов не менее важно и духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия, надменности, различных искушений.

Посты должны быть временем особенного покаяния и усиленной молитвы. Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва — это беседа с Богом.

Во время постов, особенно Великого, христиане обязательно должны стремиться причаститься и исповедоваться, а также чаще посещать храмы.

Довольно широко распространено мнение, что посты, особенно многодневные, обедняют нашу кухню, делают ее однообразной. Это далеко не так.

В постной кухне очень много простых, доступных и одновременно вкусных и полезных блюд. Достаточно вспомнить такие забытые старинные блюда, как похлебки, полевки, солодуха, кулага, толокно, овсяный и гороховый кисели с постным маслом, квасы, сбитни, меды и др. Остается только восхищаться народной мудростью, способной создать такие неповторимые блюда и напитки. К сожалению, многие из них незаслуженно забыты и отсутствуют на нашем повседневном столе.

Традиции и обычаи постной трапезы изменялись и обновлялись на протяжении веков. Каждое поколение людей стремилось внести свой вклад в разработку ассортимента и технологии постных блюд и напитков. И наше поколение, несмотря на свои атеистические воззрения, не стало исключением из этого правила. На нашем столе появилось много новых изделий постной кухни, разработанных специалистами и просто любителями этого дела. В настоящее время ассортимент постных блюд и напитков значительно шире, чем в XVIII и XIX веках. Это обусовлено многими факторами, прежде всего использованием новых видов продуктов и способов консервирования.

Если вы решили последовать христианским традициям и соблюдать посты, предлагаем вам широкий выбор современных постных блюд и напитков, а также кушаний, которые когда-то подавались в эти дни к столу.

Электронная кулинарная энциклопедия





Ссылка на статью для размещения на сайтах

BBCode:
HTML:
Прямая:




Добавить комментарий
* Ваш ник
Email (будет скрыт)

s
b i u img url hr li pre left center right justify quote code table th td   


Посетителей: сейчас 8, всего сегодня 110; просмотров 127