name Мы есть то, что мы едим

Дата добавления: 2008-12-24 02:56:12, количество просмотров: 82
back  rnd    vote vote vote

/pictures/1230076449.jpgКризис парадигмы "Человек - хозяин природы" заставляет сегодня по-новому взглянуть на место человека в мире, его будущее, взаимоотношение c окружающим бытиём. Природа, служившая нам мастерской, выставляет счёт, платить по которому должно всё человечество. Становится очевидным, что недостаточно прекратить запускать ядерные отходы в космос, или спускать промышленные стоки в речку Каменку. Вопрос стоит о смене коренных концепций, с картезианских времён постулирующих потребительское отношение к природе; о всеобщем образовании в этом отношении, о существенной корректировке многих наших установившихся привычек, в том числе отнсительно здоровья, питания. Эта проблема многогранна и требует специальной разработки. Мы затронем лишь один аспект, а именно отношение человека к братьям нашим меньшим. Данная постановка проблемы имеет теоретическое и практическое значение для ноосферного образования на всех его уровнях.

Невежество и эгоизм долгое время заставляли человека не считаться с живыми существами в целом. Вместе с тем это один из принципов нормального функционирования экосистемы. Будущее определяется прошлым и настоящим. Раньше будущее приходило само собой, как ход эволюционного развития человечества, теперь же будущая экологическая и генетическая катастрофа может уничтожить человечество и саму планету Земля. Поэтому, ответственность человечества перед окружающей средой настолько актуальна, что сама Мать-Природа ждёт самого гуманного отношения к себе. В этой статье мы попытаемся проанализировать экологические, экономические, этические и духовные последствия массового убийства животных. По данным статистики ФАО в 1984 г. в 200 странах мира было убито скота: крупный рогатый скот и телята - 229 249 тыс., буйволы - 7269 тыс.,овец - 409 500 тыс., лошади - 4032 тыс., свиньи - 765 424 тыс. голов и т.д. В одних лишь Соединённых Штатах каждый год более чем 5 млрд. животных убивается для пищевой переработки и 100 млн. без крайней нужды подвергаются вивисекции (1). Растущие требования к животным продуктам привели к быстрому перераспределению ресурсов, деградации экологических систем и нанесли разрушительный удар по здоровью человека. Многие из экологических проблем: образование пустынь, загрязнение воды, уменьшение лесных массивов, эррозия почвы и климатические изменения являются прямыми и косвенными последствиями потребления мясной пищи, требующей интенсификации сельского хозяйства.

По данным проспекта Фонда "Спасите Землю" 33% мировых запасов зерна и 70 % зерна в США скармливаются скоту и птице, предназначеным в пищу. Производство скота является главным фактором образования пустынь. Если снизить производство мяса всего на 10%, это освободит такое количество зерна, что его хватит, чтобы прокормить 60 млн. человек (2). Сточные воды скотоферм загрязняют окружающую среду в десять раз больше, чем городская канализация. В плане личной экологии и здоровья, мясо является причиной многих тяжёлых заболеваний и отравлений, особенно у людей, ведущих сидячий образ жизни. В этих условиях развивается гипотения кишечника, запоры, ведущие к нарушению обменных процессов. Установлено, что потребность в мясе объясняется возбуждающим действием на нервную систему экстрактивных веществ, которыми особенно богаты отвары из мяса и рыбы (супы и бульоны). Это возбуждение даёт обманчивое впечатление силы. У человека вырабатывается привычка к потреблению мяса и рыбы, так же как к крепкому кофе и чаю в качестве стимулирующих веществ. Временное чувство эйфории требует поддержания этого состояния, что стимулирует потребность курения и алкоголя (3).

Среди животных существует масса заразных болезней, которые легко передаются человеку: трихиноз, чума, свиной тиф, бруцилёз, бешенство, рожа, аскариды и мн. другие. Недавно учёными были открыты прионовые или патологические белки, более примитивные, чем бактерии и даже вирусы. Они вызывают целый ряд прионовых или "медленных" инфекций. Вначале прионы поражают животных, в основном коров и овец и, попадая с мясом в организм человека, вызывают разрушение нейронов головного мозга. Личность заболевшего разрушается за 6-8 месяцев. Человек всё забывает, теряет ориентацию и его вскоре разбивает паралич. Прионы погибают лишь после двух часов интенсивной варки мяса (4).

С этической точки зрения, массовое убийство невинных животных ради утилитарных целей является одним из самых вопиющих нарушений законов нравственности. Утрачивая уважение к жизни животных люди перестают ценить и человеческую жизнь. Ещё 2600 лет тому назад Пифагор говорил: "Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных"(5). Исходя из этих позиций, неудивительно, что растёт число преступлений, особенно тяжких, совершается насилие по отношению к женщинам, детям, пожилым людям. Леонардо да Винчи писал: "Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека"(6). Помимо Пифагора и Леонардо в ряду мыслителей - сторонников вегетерианства стоят имена Сократа, Платона, Климента Александрийского, Плутарха, царя Ашоки, Акбара, И.Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ламартина, Л.Н.Толстого, Б.Шоу, Махатмы Ганди, А.Энштейна и др. Духовная сторона этого вопроса не менее интересна. Оказывается, все древнейшие мировые религии высказываются в пользу вегетерианства и указывают на равенство всех живых существ перед Богом.

Так, в классическом буддизме основой учения является ахимса (непричинение вреда живому) и вегетерианство. Известны два афоризма Будды: "Не убивай быка, который пашет твои поля" и "не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных". Другой афоризм "Дхаммапады" предупреждает о печальных последствиях употреблению в пищу мяса: "Тот, кто в надежде обрести счастье мучает, или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни" (7).

Ведические писания Индии, относящиеся к добуддийсткому периоду, также утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетерианства. "Мясо невзможно получить, не причинив вреда живым существам, - говорится в "Ману-самхите", древнем своде законов Индии, - поэтому пусть каждый воздержится от употребления мяса" (8).

В христианской Библии сказано: "Только плоти с душею ею, с кровию её не ешьте" (Бытиё: 9, 4). Наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: "Закалывающий вола - то же, что убивающий человек" (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) сам Господь говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу". Несмотря на то, что Бог позволяет человеку властвовать над животными, этимология ивритского слова "йирду" (властвовать, повелевать) имеет коннотацию покровительства, опёки (9).

В мусульманской традиции также осуждается убийство животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!" (Коран. 2.51). В другом месте , в книге "Так говорил Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному".

Бытует укоренившийся о миф о том, что антропоиды стали Homo sapiens благодаря употребление мяса (10). Однако, как показывает история, в древнейших цивилизациях существовали высоконравственные принципы защиты животных. Например, Хараппская культура охраняла жизнь животных, в особенности коров и быков. В обязанности царя входило защищать "праджей", подданых в самом широком смысле этого слова, включая всех живых существ.

Другое широко распространённое заблуждение гласит, что вегетерианская диета не может быть полноценной из-за нехватки белков. Вот что по этому поводу говорит доктор Павел Айорола: "20 лет назад официально было признано, что человеку ежедневно необходимо 150 г. белка. На сегодня эта цифра составляет 45 г. Почему? Потому что компетентные всемирные исследования показали, что мы не нуждаемся в таком количестве белка, что ежедневная норма составляет 30-40 г. Ежедневное потребление белков не только действует разрушающе, но и является причиной раковых и сердечно- сосудистых заболеваний. Для получения 45 г. белка нет необходимости ежедневно есть мясо. Вы можете получить его из стопроцентно вегетерианской пищи, состоящей из зернобобовых, орехов, овощей, фруктов и молочных продуктов" (11).

В качестве итога, следует отметить важность разработки новых подходов к питанию человека, проведения разъяснительной работы в этом отношении и внедрения экологически чистых, ненасильственных методов организации пищевой промышленности.


1. Animal Liberation Magazine. October - December, 1987. Australia.
2. The Borden Review of Nutrition Research. NY, 1992.
3. Всё о вегетарианстве. М., 1992.
4. Аргументы и факты, N 8, 1996.
5. Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996.
6. Les manuscrits de Leonard de Vinci. La Biblioteque de l'Institut de France. Paris, 1881-1891.
7. Reyna R. Introduction to Indian Philosophy. New Delhi, 1964.
8. Hopkins Th. The Hindu Religious Tradition. Calif., 1971.
9. Rosen S. Food for the spirit - vegeterianism and the world religions. NY, 1987.
10.См.: Гаврилюк П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. Киев., 1978.
11.Animals Agenda. Feb., 1992. USA monthly.


Источники материала:
www.ojasvi.kiev.ua




Ссылка на статью для размещения на сайтах

BBCode:
HTML:
Прямая:




Добавить комментарий
* Ваш ник
Email (будет скрыт)

s
b i u img url hr li pre left center right justify quote code table th td   


Посетителей: сейчас 5, всего сегодня 185; просмотров 240